28 сентября 2022    
Поиск
главная » О Cчетной палате » История создания и развития

История создания и развития Счетной палаты



Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, функционирующим в Украине с 1997 года.

Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины 28 июня 1996 года, закрепила конституционный статус Счетной палаты как органа, действующего от имени Верховной Рады Украины и осуществляющего контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины. 11 июля 1996 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины". 19 августа 1996 года Президент воспользовался своим правом - наложил вето на принятый закон. В октябре 1996 года Верховная Рада Украины преодолела вето и закон был подписан Президентом.

В декабре 1996 года Верховная Рада Украины назначила Симоненко Валентина Константиновича Председателем Счетной палаты. 11 декабря 2003 года абсолютным большинством конституционного состава Верховной Рады Украины он повторно был назначен на эту должность.

28 декабря 1996 года Президент Украины обратился в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением относительно соответствия Конституции Украины Закону Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины". Рассмотрев представление, Конституционный Суд принял Решение от 23 декабря 1997 года № 7-зп, которым признал некоторые положения этого закона неконституционными, а именно:

  • определение Счетной палаты органом "высшего государственного финансово-экономического" контроля;

  • полномочия относительно организации и осуществления контроля выполнения доходной части Государственного бюджета Украины;

  • полномочия по контролю за "поступлением в Государственный бюджет Украины средств, полученных: от распоряжения государственным имуществом, в том числе его приватизации, продажи; от управления имуществом, являющимися объектами права государственной собственности".

Положения закона не позволяли Счетной палате в полной мере реализовать контроль за выполнением государственного бюджета как целостного процесса, поскольку вне этого контроля оставалась доходная часть бюджета, являющаяся неотъемлемой составляющей бюджетного процесса в государстве. Исправить же это положение возможно только путем внесения соответствующих изменений в Конституцию с последующей доработкой Закона Украины "О Счетной палате".

17 января 2002 года на второй сессии четвертого созыва народные депутаты Украины конституционным большинством (300 голосов - "за") впервые в истории украинского парламентаризма приняли Закон Украины "О внесении изменений в ст. 98 Конституции Украины". В соответствии с этим Законом "Парламентский контроль за формированием и выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в части финансирования полномочий местных государственных администраций... от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата Украины".

То есть, в соответствии с принятой Парламентом поправкой к ст. 98 Конституции Украины Счетная палата получила право контролировать не только использование бюджетных средств, но и формирование доходной части государственного и местных бюджетов в части финансирования полномочий местных государственных администраций и делегированных местному самоуправлению полномочий органов исполнительной власти. Однако Президент Украины в очередной раз применил вето на внесенную Парламентом поправку к Конституции.

8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла Закон Украины № 2222-IV "О внесении изменений в Конституцию Украины", которым статья 98 Конституции Украины была изложена в следующей редакции:

"Статья 98. Контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата."

Таким образом, новая редакция статьи 98 Конституции Украины расширила полномочия Счетной палаты относительно контроля за поступлением и использованием средств в Государственный бюджет Украины.

Счетная палата создается Верховной Радой Украины и подотчетна ей. Состав Счетной палаты назначает Верховная Рада Украины путем тайного голосования.

Взаимоотношения Счетной палаты с Верховной Радой Украины строятся на основе подотчетности. При этом сохраняется ее независимый статус как органа специальной конституционной компетенции.

Счетная палата ежегодно отчитывается перед Верховной Радой Украины о результатах своей деятельности. По согласию Верховной Рады Украины ее Комитеты могут заслушивать доклады, информации (сообщения) Счетной палаты об итогах проведенных проверок, ревизий и обследований в соответствии со сроками, необходимыми для выполнения этих поручений.

Отношения с другими государственными органами Счетная палата строит на основе организационной и функциональной независимости, в рамках полномочий, определенных действующим законодательством.

Действующий Закон предусматривает, что контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на аппарат Верховной Рады Украины, администрацию (секретариат) Президента Украины, органы исполнительной власти, в том числе на их аппараты, Национальный банк Украины, Фонд государственного имущества Украины и другие государственные органы и учреждения, образованные в соответствии с законодательством. Также законодательством предусмотрено право Счетной палаты в процессе осуществления своих функций, на ее запросы получать информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

То есть, все операции, имеющие финансовые последствия для Государственного бюджета Украины, которые осуществляют в ходе своей деятельности какие-либо учреждения, организации, субъекты предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, являются объектом контроля со стороны Счетной палаты. В соответствии с условиями вступления в силу Закона № 2222-IV, новая редакция ст. 98 Конституции начала действовать с 1 января 2006 года.

Кроме того, Счетной палате предоставлено право, в случае необходимости, привлекать к своим проверкам специалистов любых контролирующих органов. Взаимоотношения Счетной палаты с проверяемыми объектами регламентирует действующее законодательство.

В 1998 году Счетная палата Украины стала членом Международной организации Высших органов финансового контроля (INTOSAI), а в 1999 году она была принята в Европейскую организацию Высших органов финансового контроля (EUROSAI). То есть, с 1998 года Счетная палата признана международным сообществом как высший орган государственного финансового контроля в Украине. Другие высшие органы финансового контроля иностранных государств также активно сотрудничают с ней. Так, на сегодняшний день Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве с высшими контрольными органами Польши, Российской Федерации, Республики Болгария, Республики Молдова, Республики Беларусь, Грузии, Литовской Республики, Республики Армения, Словацкой республики, Венгерской Республики, Республики Корея, Китайской Народной Республики. Она плодотворно сотрудничает с соответствующими Комитетами INTOSAI и EUROSAI.

К тому же, Счетная палата поддерживает и придает большое значение сотрудничеству ВОФК стран Содружества Независимых Государств, создавших в 2000 году Совет руководителей. На второй сессии этого Совета, прошедшей в 2001 году в г. Киеве под председательством В. Симоненко, были приняты Декларация об общих принципах деятельности высших органов финансового контроля государств-участников СНГ и Обращение к главам государств и парламентов государств-участников СНГ относительно установления и развития независимого финансового контроля.

Почти за десятилетие своей деятельности Счетная палата сумела решить главную задачу - сформироваться как дееспособный конституционный орган, создать основы и разработать новую идеологию публичного, независимого внешнего государственного финансового контроля в Украине. Она смогла обратить внимание общества на ошибочную систему использования бюджетных средств, показать, что деньги государственного бюджета - это деньги не Правительства и Минфина, а деньги налогоплательщиков, общественные средства - средства каждого из нас. Следует отметить, что именно в этом проявляется сущность Счетной палаты как органа, деятельность которого нельзя свести к контрольно-ревизионной. Счетная палата является органом, который дает обществу и органам власти незаангажированную реальную информацию о состоянии управления средствами Государственного бюджета Украины.

Аудиторы Счетной палаты применяют системный подход к организации проведения проверок и анализа их результатов. В ежедневной работе специалисты Счетной палаты большое внимание уделяют аналитической деятельности, оценке эффективности управления объектами проверки.

Счетной палатой начато осуществление новых перспективных направлений работы, как ответов на вызовы современности: это - проведение аудита информатизации государственного управления; аудита государственных закупок; экологического аудита; аудита энергосбережения, осуществление с иностранными коллегами совместных международных контрольных мероприятий систем и тому подобное.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется принципами законности, плановости, объективности, независимости и гласности, рассматривая закон о государственном бюджете как концентрированное выражение экономической политики на соответствующий год.

Заключения и предложения Счетной палаты направлены, прежде всего, на устранение недостатков в самом бюджетном процессе, которые приводят к неэффективному использованию бюджетных средств. Проводя экспертизу законопроектов о госбюджете, подготавливая заключения Верховной Раде Украины об использовании средств Государственного бюджета Украины, Счетная палата непосредственно участвует в усовершенствовании бюджетного процесса.

Законодательное поле Украины постоянно меняется. И в этих условиях приоритетом в работе Счетной палаты является поиск "черных дыр" в финансовой системе государства, из которых "вытекают" государственные ресурсы. Она не только устанавливает нарушения, но и определяет причины, способствующие их появлению, указывает пути устранения нарушений и недопущения их в будущем.

С момента своего создания Счетной палатой было выявлено много правонарушений относительно использования бюджетных средств как на уровне центральных, так и местных органов власти. Материалы про выявленные нарушения передаются органам прокуратуры для принятия соответствующих мер. Много заключений и предложений Счетной палаты были взяты различными органами государственной власти за основу для устранения недостатков и учтены в процессе реформирования экономики, при разработке планов выхода из финансово-экономического кризиса.

Это, в частности, предложения Счетной палаты по совершенствованию бюджетного законодательства, эффективному использованию бюджетных средств, прекращению пагубной практики взаимозачетов, определению размеров государственного долга Украины и организации управления им.

О важнейших результатах работы Счетная палата регулярно информирует Главу государства, руководство Верховной Рады Украины, украинское правительство. По результатам проведенных контрольно-ревизионных, контрольно-аналитических и экспертных мероприятий выпускаются информационные бюллетени, которые направляются народным депутатам Украины, центральным органам исполнительной власти, готовятся информационные сообщения для СМИ.

Почти десятилетняя деятельность Счетной палаты свидетельствует о повышении интереса к ней со стороны всех ветвей власти, общественности и росте ее авторитета.

Укрепляется и международное признание Счетной палаты - она, как полноправный член международных организаций высших органов государственного финансового контроля - INTOSAI и EUROSAI, активно участвует в их работе.

Учитывая недостатки, имеющиеся в управлении государственными финансовыми ресурсами Украины, Счетная палата в ближайшие годы должна играть более активную роль в выполнении положений, определенных Конституцией и законами Украины. По убеждению Председателя Счетной палаты Украины Валентина Симоненко, сегодня на повестке дня - реформа системы контроля государственных финансов, флагманом которой должна стать именно Счетная палата, как независимый и самостоятельный государственный орган, ответственный только перед Парламентом Украины. С целью повышения эффективности использования средств Государственного бюджета Украины, надлежащего обеспечения осуществления Счетной палатой функций контроля, возложенных на нее Конституцией и законами Украины, в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины от 15 июня 2004 года были созданы территориальные представительства Счетной палаты, имеющие статус структурных подразделений Счетной палаты в регионах.

Счетная палата является главным советником общественности и руководства государства по всем вопросам, касающимся эффективного и прозрачного управления бюджетными ресурсами страны, включая вопрос о сокращении или прекращении видов государственной деятельности, ставших нецелесообразными в рыночной экономике, поскольку только Счетной палате под силу проведение квалифицированного аудита доходной и расходной части Государственного бюджета Украины, что обеспечивает право народа на контроль за прозрачным, целевым и эффективным использованиям средств общества - средств налогоплательщиков.

Об этом сайте | Администратор | Письмо в редакцию
Разработчик: ЗАО "Cофтлайн", Украина © Счетная палата Украины