16 травня 2022    
Пошук
Головна » Архів » Виступи » 2004 рік
21.10.2004

Виступ Голови Рахункової палати Симоненка В.К.
на засіданні парламенту з питання розгляду
у першому читанні проекту Закону
про Державний бюджет України на 2005 рік

20.10.2004

 

Відгуки ЗМІ на виступ

Витяг із стенограми засідання
від 20 жовтня 2004 року,
розміщеної на Web-сайті
Верховної Ради України

Счетная палата произвела экспертизу проекта Государственного бюджета. Результаты экспертизы вам переданы в виде вот такой вот брошюры. Поэтому разрешите мне остановиться на некоторых выводах и предложениях.

Проект бюджета составлен, как и в прошлые годы, с отступлением от требований Конституции, Бюджетного кодекса и принятой Бюджетной резолюции. Нарушены всего 32 статьи.

Второе. Второе. Сегодня с уверенностью можно говорить о проводимой правительством продуманной политике системного занижения доходной части бюджета. Вспомним, при утверждении бюджета на 2003 год правительство категорически отвергло предложение Счетной палаты об увеличении доходной части бюджета. Однако бюджет был перевыполнен. 2004 год. Дебаты по увеличению доходной части продолжались до мая текущего года, но в июне она была увеличена. Расчеты Счетной палаты подтвердились настолько точно, что правительство не успевает распределять бюджетные средства и их на счетах казначейства на сегодняшний день имеется более 12,5 миллиардов гривен. Ситуация один к одному повторяется и при формировании бюджета на 2005 год. Налог на прибыль: занижена доходная часть на 1,7 миллиарда гривен, налог на добавленную стоимость искусственно уменьшен более чем на 2 миллиарда. Правительства Украины и России договорились в рамках создания ЕЭП о взымании НДС по экспортным операциям в страны назначения. Но сумма налога, который дополнительно будет получать Украина, в доходную часть бюджета не учтена, а это свыше 4 миллиардов гривен. Подобный перечень занижений можно продолжать. Всего 9,9 миллиардов гривен, как показывает экспертиза, занижена доходная часть бюджета.

Социальная направленность бюджета. Возьмем основное звено - заработную плату. В 2002 году было принято постановление правительства об оплате труда на основании единой тарифной сетки, начиная с 1 января 2003 года. Но как говорится в той пословице, пили, веселились, подсчитали, прослезились. И на тарифной сетке перенесли на второй квартал 2003 года, потом на 2004 год. Сегодня об этом не вспоминаем и, не отменив своего решения, предлагаем увеличить оклад бюджетников на 15,6 процента. Но это ведь результат повышения минимальной заработной платы, а не системно продуманной меры. О внедрении тарифной сетки как системообразующем факторе ухода от уравниловки, повышении производительности труда сегодня нет и речи.

Таким же путем решаются и проблемы пенсионеров. Еще не просохли чернила на Законе о пенсионном страховании, основы которого определение пенсии в зависимости от стажа работ и заработков, а правительство уже изменяет государственную идеологию этого закона.

Еще об одной социальной проблеме, она сегодня звучала, о компенсации потерь граждан по вкладам бывшего сбербанка, в бюджете заложено 6 миллиардов гривен. Нет сомнения, что имеющиеся долги государства перед населением необходимо погашать. Но предложенный механизм по нашему мнению, направлен на решение не столько проблемы возврата долгов населения, сколько списания недоимки любимому детищу нашего правительства, Нефтегазу и другим предприятиям топливно-энергетического комплекса. На деле предлагается не взыскание недоимки живыми деньгами с погашением всех предусмотренных штрафов, а банальное его расписание вне контроля путем использования небезызвестных, непрозрачных многоступенчатых зачетов. И мы знаем, кто на этом заработает. Для граждан это единоразовая акция фактически и практически ничего не даст. Вопрос, а что же будет с выплатой компенсации в 2006 году и в последующие годы, остается открытым.

Четвертое и последнее. Вдумайтесь 40 процентов доходов местных бюджетов формируется за счет трансфертов из государственного бюджета. Такой централизованный финансовый ресурс сейчас продажи в условиях демократического централизма. В результате так называемой бюджетной реформы местные советы практически поставлены на колени и не в состоянии решать элементарные проблемы жизнедеятельности.

И не случайно, уважаемые народны депутаты, дошло до того, что рассматривают бюджет, подчеркиваю, главный финансовый документ страны, вы вынуждены в качестве соучастников (есть такой хороший анекдот) вместе с правительством решать такие проблемы, как выделение нескольким тысячам гражданам на текущий ремонт, сельские дороги, капитальный ремонт водопроводов. Уровень даже не областной сессии, а районного совета.

Мы сегодня в создавшемся положении не так смешно, как трагично. И когда мы сегодня говорим о завершении бюджетной реформы, я убежден, что вопрос усовершенствования формирования местных бюджетом механизмами межбюджетных ... надо возвращаться немедленно, потому что нищая власть - унизительная власть.

В результате экспертизы и постатейного предложения к проекту Государственного бюджета представлены Счетной палата парламента. Надеюсь, что мы с вами ознакомимся. И наши материалы помогут вам в принятии решений. Кстати говоря, в этой таблице наших 111 предложений. Правда, не под рубрикой Счетной палаты, а под рубрикой Бюджетного комитета.

Спасибо.

Про цей сайт | Адміністратор | Лист до редакції
Розробник ЗАТ "Софтлайн", Україна© Рахункова палата України