16 травня 2022    
Пошук
Головна » Архів » Виступи » 1999 рік
21.09.1999

Тези виступу Голови Рахункової палати Симоненка В.К. на "Дні Уряду України" у Верховній Раді України

Вопрос 2: Информация Кабинета Министров Украины о внутреннем и внешнем долге Украины

Уважаемый Александр Николаевич!

Уважаемые народные депутаты!

Разрешите напомнить вам , что 10 ноября прошлого года на дне правительства эти проблемы уже рассматривались.

Результатом прошлогодних слушаний стало принятие Постановления Верховной Рады, которым признано:

первое - деятельность Кабинета Министров приводит к постоянному увеличению государственного долга и неэффективному управлению им и, как результат, создается опасность экономической независимости Украины;

второе - правительство было предупреждено о недопустимости дальнейшего увеличения государственного долга Украины;

третье - ему было поручено в двухнедельный срок внести Верховной Раде проект Закона Украины о государственном долге Украины, концепция которого бы объединяла внешний и внутренний долг и порядок предоставления государственных гарантий;

четвертое - Генеральному прокурору было поручено проверить обстоятельства нарушений действующего законодательства, которые связаны с возникновением и обслуживанием государственного долга Украины и привлечь к ответственности виновных в этом должностных лиц.

Позиция же правительства была озвучена тогда министром финансов, цитирую: "Украина все же является страной с малой вероятностью возникновения кризисной долговой ситуации". То есть, все хорошо и нечего, мол,подымать шум.

Отчетливо понимая, в какое взрывоопасное время происходит рассмотрение вопроса о государственном долге, воздержусь от комментариев. Скажу одно: ни один из пунктов Постановления Верховной Рады никем не выполнен.

Что же изменилось за это время?

В ноябре прошлого года мы с вами говорили о государственном внутреннем и внешнем долге, который учитывался Минфином в размере 50 миллиардов гривен.

При этом Счетной палатой ваше внимание, уважаемые народные депутаты, обращалось на то, что Минфин учитывает далеко не все долговые обязательства государства. На тот момент в отличие от Минфина мы оценивали их в 180 миллиардов гривен.

Что же мы имеем на сегодня?

Внешний долг с учетом полученных недавно кредитов от Международного валютного фонда, Мирового банка и Европейского Союза, увеличился почти на 2 миллиарда долларов США. И в сентябре этого года составил почти 13 миллиардов долларов США, которые в результате глубокой девальвации национальной валюты превратились уже в 58 миллиардов гривен или на 21 миллиард гривен больше.

Почти на 2 миллиарда гривен подрос и внутренний долг, который достиг 15 миллиардов гривен.

Несложный подсчет - и имеем 73 миллиарда гривен государственного долга.

Думаю, что не сумма долга, а главное необходимость ее возврата, заставило наше правительство по-другому посмотреть на проблему. Особенно в связи с тем, что необходимо выплатить уже в 2000 году 17 миллиардов гривен по предъявленным счетам.

Именно поэтому уже чуть ли не напрямую заявляется, что Украина стала перед возможным реальным фактом объявления себя банкротом.

Но и в данной ситуации не говорится вам, народным депутатам, о фактическом реальном состоянии государственных долгов и обязательств, которые превышают цифры Минфина почти в 3 раза.

Давайте еще раз вместе проанализируем совсем несложную информацию.

Первое. Задолженность Государственного бюджета по начисленным и фактически невыплаченным людям заработной плате и другим социальным выплатам (без пенсий) официально признаны правительством в сумме 2,7 миллиардов гривен.

Президент Украины в декабре 1998 года поручил правительству (распоряжение от 1 декабря 1998 года №574) внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона о включении задолженности по пенсиям и заработной плате работникам бюджетных сфер в состав государственного долга. Однако в состав государственного долга эта задолженность упорно не включается, ссылаясь на то, обратите внимание, что, включив ее в общую сумму - государственный внутренний долг возрастет моментально на 33 процента.

Второе. Кредиторская задолженность бюджетных организаций в сумме 1,7 миллиарда гривен - это что? Это же фактически полученные бюджетными организациями, но не оплаченные услуги и товары, которые юридически оформлены договорами и подлежат обязательной оплате.

На самом деле это не только государственный долг, а и скрытый бюджетный дефицит.

Третье. Украина как демократическое государство цивилизованным способом гарантировала специальным законом своим гражданам возврат изъятых у них реальных сбережений, определила сумму обязательств - 132 миллиарда гривен.

А как дело коснулось выполнения этих обязательств, то, оказывается, их в составе государственного долга вроде как и нет.

Отсюда и мизерные суммы, которые ежегодно включаются в государственном бюджете на их погашение и никогда не выполняются.

Четвертое. Подтвержденные правительством долги по взятым ранее кредитам у коммерческих банков порядка 300 миллионов гривен и еще в большей сумме неподтвержденные.

Пятое. Так и неурегулированная никак задолженность правительства перед Национальным банком Украины в сумме более 4 миллиардов гривен.

С учетом этих пяти позиций мы имеем государственный долг более 155 миллиардов гривен.

А по внешним государственным обязательствам? Куда девать или как списать 940 миллионов долларов США долгов и оформленных векселями финансовых обязательств перед международными политическими и финансовыми организациями?

А где учитываются уже свежие "газовые" долги перед Россией и Туркменией - более 1,5 миллиарда долларов США.

А выданные правительством уже в этом году гарантии на привлечение товарных кредитов более чем на 500 миллионов долларов США, которые, как мы все хорошо знаем, очень быстро превращаются в финансовую обузу государственного бюджета.

Вот вам, а вернее, всем нам, уже более 220 миллиардов гривен.

Повторюсь еще раз - эти цифры нами приводятся не для того, чтобы кого-то напугать и в них не вкладывается никакого политического подтекста.

Но надо четко представлять, на чем же базируется проект Государственного бюджета на двухтысячный год, с какой экономической стратегией мы вступаем в третье тысячелетие. Это надо знать.

Ведь критическим уровнем государственного долга к ВВП считается 60%, а у нас он уже превышает прогнозируемый в 2000 году ВВП в 1,5 раза.

Для обслуживания и погашения только того государственного долга, который учитывается Минфином, необходимо более 60% всех доходов Государственного бюджета.

Но в проекте Государственного бюджета на 2000 год вам не удастся найти хотя бы одно решение проблем, записанных в бюджетной резолюции правительству в разделах 4 - "Предельный размер дефицита государственного бюджета", 5 - "Внешний и внутренний долг Украины", 6 - "Погашение задолженности государства перед населением".

Что тут скажешь?

Кроме того, долгосрочной политической и экономической тактикой и стратегией решения долговых проблем и не пахнет, как и законом о государственном долге. Очевидно, правительство перед собой таких задач и не ставит.

Сейчас правительство направляет свои усилия на реструктуризацию внешних долгов, уже снаряжается делегация со слезами на глазах в Парижский клуб кредиторов с просьбами о списании чего-нибудь.

Но это все касается иностранных кредиторов, причем из самых богатых стран.

А что же свои, которым государство задолжало в 3 раза больше?

Свои, как всегда, подождут, а будут требовать, то вычеркнем из списка, как говорил Абрамович в известном одесском анекдоте.

По просьбе Погоджувальной рады мы оперативно подготовили по рассматриваемому вопросу информацию, которую, я надеюсь, вы получили и прочитали.

На страничках 7 и 8 ее перечислены ряд конкретных предложений.

Не реализуем их - быть по-прежнему ситуации: что хочет правительство, то включает в состав государственного долга, а не хочет - не включает и не погашает.

Слово за вами.

Общий вывод - страна продолжает жить в долг. А сутью экономической политики государства стало не зарабатывание денег, а элементарное жебрачество, которое красиво называется политикой внешних и внутренних заимствований.

Про цей сайт | Адміністратор | Лист до редакції
Розробник ЗАТ "Софтлайн", Україна© Рахункова палата України