16 травня 2022    
Пошук
Головна » Архів » Виступи » 1999 рік
22.09.1999

Із виступу Голови Рахункової палати Симоненка В.К. на засіданні Верховної Ради України з питання результатів перевірок використання бюджетних коштів Національною телекомпанією України

Уважаемый Александр Николаевич !

Уважаемые народные депутаты !

Регулярно, как только прекращаются трансляции работы сессии Верховной Рады Украины по телевидению, Рахунковой палате приходит очередное поручение о проверке использования средств государственного бюджета Национальной телекомпанией Украины. Вот и недавно нами получено очередное, аналогичное прошлым, поручение.

Я не думаю, что вы ждете от меня цифровой информации о результатах проведенных проверок, так как мое выступление это экспромт, да и об этом сообщалось в прессе. Вскрытые факты незаконного расходования и нецелевого использования государственных средств - не новое для народных депутатов, да и эти результаты, по-моему, не самое главное.

Самое главное, что вскрыто проверками, это бесконтрольное абсолютно монопольное использование эфирного пространства за государственный счет.

Казалось бы, при образовании Национальной телекомпании постановлением Кабинета министров Украины от 20 февраля 1995 года № 129 "Вопросы Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины" четко определены функции этой государственной организации. Она должна выполнять роль исполнителя государственного заказа по объёмам телевизионного вещания.

Что такое государственный заказ, кто может быть заказчиком, как он оформляется, как за него проводятся расчеты и т.д., все это доступно и понятно изложено в Законе Украины "О поставках продукции для государственных нужд" и в постановлении Кабинета министров Украины от 29 февраля 1996 года № 266 , которым утвержден порядок формирования и размещения государственных заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также обеспечение контроля за его исполнением. Здесь ничего сложного нет. Оформляй государственный заказ, заключай государственный контракт или договор, оговаривай в нём условия поставки продукции, порядок расчетов за неё, ответственность сторон и т.д.

В роли заказчиков продукции для государственных нужд могут выступать министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти Украины, правительство Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, государственные организации и учреждения, которые уполномочены Кабинетом министров Украины заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа.

В законе о госзаказе четко определены ответственные за правильность оформления и выполнения государственных заказов - это Министерство экономики, а за контроль за расходованием бюджетных средств по оплате таких заказов - Минфин. В итоге ни первые, ни вторые не только не выполняли возложенные на них обязанности, но вместе с Гостелерадио систематически нарушали их.

Почему я заостряю на этом ваше внимание? Да потому, что заказчик у НТКУ должен быть не один, как это случилось с Гостелерадио Украины, а много - структуры, которые отвечают за проводимую ими государственную политику по своим направлениям.

Скажем, художественные фильмы, концерты, детские развлекательные и другие передачи культурного направления - это бесспорно вопросы Минкультуры, спортивные передачи - Минмолодьспорта, телепередачи, касающиеся нашего с вами здоровья - наверняка Министерства здравоохранения, передачи о том, как выращивать хлеб насущный, - скорее всего Минагропрома и т.д. В реальной жизни погоду на телеэкранах во всех сферах социально-культурной и экономической жизни в нашем государстве творит одна организация - Гостелерадио - абсолютный монополист с численностью 60 человек. Не парадокс ли это? Не парадокс, а грубейшее нарушение закона.

Да и это не все. Гостелерадио заключало с НТКУ государственные контракты на поставку телепродукции, вот только для чьих нужд, это вопрос, который часто ставится в этом зале, да и не только в нем, он постоянно на устах телезрителей, которым наверняка надоела политическая перебранка на государственных телеканалах, они возмущены показом назойливой, раздражающей большинство населения рекламной продукции, зарубежных фильмов с потоками крови и сценами обучения грабежам и насилию.

Вопрос, кого в этом винить, кто заказчик такой продукции за государственный счет. Ответ вроде бы есть, это Гостелерадио и недавно ликвидированный Мининформ Украины, ведь через них шли бюджетные деньги для Национальной телекомпании Украины. Но как это ни удивительно, ни одной конкретной телепередачи (культурной, оздоровительного, патриотического характера и т.п.) названные организации не заказывали!

Ни одна из вышедших в эфир телепередач не принята, ни одним документом, как это положено по закону, если бы выполнялся государственный заказ, она не подтверждена.

Была известная вам попытка Управления делами Верховной Рады Украины осуществить государственный заказ на освещение работы Верховной Рады, но эта попытка закончилась неудачно, поскольку такое освещение производилось НТКУ по собственному усмотрению, а не согласно требованиям соответствующих постановлений парламента. Перечисленные в мае 1998 года 500 тыс. бюджетных гривен до июня текущего года висели в НТКУ как кредиторская задолженность. Эти деньги возвращены Верховной Раде лишь по решению арбитражного суда.

Я уже не говорю о стоимости телепродукции. Здесь у НТКУ раздолье. "Крыша" - свободные цены. Если бы вы знали, с чего складываются эти цены, какие накладные расходы включаются в них, то непроизвольно воскликнули: "Гуляй, за все заплачено!". Кроме огромных финансовых затрат по передаче телепродукции через систему распространения сигнала, это содержание почти 60 тыс. кв. метров площадей (освещение, отопление, лифты, пожарники, уборщицы, дворники, охрана и т.д.), администрации НТКУ и т.д. Но все оплачивается фактически за счет бюджетных средств, несмотря на то, что телекомпания в сущности обычное предприятие. Не думаю, что другие телекомпании используют такие помещения и аппаратуру.

Я сомневаюсь, что какая-либо небюджетная организация за свой счет воспользовалась бы услугами НТКУ по таким баснословно высоким ценам, а вот за государственный счет, за счет налогоплательщиков - это возможно и даже очередь стоит. Но кто регулирует ее ?

Hеобходимо остановиться и на уставе телекомпании. В нем сказано, что одним из источников формирования доходов телекомпании являются и бюджетные средства, а распоряжаться ими она может по своему усмотрению. Таких прав не имеет ни одна бюджетная организация.

На несоответствие устава телекомпании действующему законодательству было акцентировано внимание в Законе о Госбюджете Украины на 1997 год. Там было сказано (ст.30), что "финансирование Министерства информации Украины и Гостелерадио осуществляется с 1 июля 1997 года при условии приведения уставных документов Национальной телекомпании Украины в соответствие с действующим законодательством". Министерство финансов эту статью Закона просто проигнорировало. Никаких изменений в устав не внесено, но НТКУ исправно получала финансирование. Вот так.

Результаты проверок Счетной палаты сообщены Верховной Раде вместе с предложениями о внесении ряда изменений в действующий Закон Украины "О телевидении и радиовещании". Как нам стало известно, на заседании вами рассматривался этот вопрос. Принято положительное решение о внесении предложенных нами изменений в указанный Закон. Вот только измененного Закона что-то мы пока не видим.

Кроме того, принято постановление Верховной Рады Украины от 7 сентября 1999 года № 1012 - Х1У "О порядке освещения работы 4 сессии Верховной Рады Украины четырнадцатого созыва", где пятым пунктом предусмотрены меры по приостановлению финансирования НТКУ и НРКУ (радиокомпании) за счет средств Государственного бюджета Украины, использование средств на эти цели через государственный заказ, но Минфин и Госказначейство, как и Кабинет министров, пока безмолвствуют.

В порядке контроля мы вынуждены были вторично письменно обратиться к правительству с просьбой принять меры по устранению безобразий по расходованию государственных средств и привлечению к ответственности виновных должностных лиц Минэкономики, Минфина и Гостелерадио Украины. Ответа до настоящего времени нет. Знаем только одно, что в проекте Закона Украины на 2000 год Кабинет Министров вновь предусматривает финансирование телекомпании и радиокомпании как бюджетных организаций.

Ещё в марте текущего года мы направили информацию Антимонопольному комитету Украины о наличии в действиях НТКУ признаков нарушения антимонопольного законодательства в виде антиконкурсных согласованных действий, в частности, предоставлении совместному украинско-германскому предприятию "Ай-Пи-Киев, ЛТД" исключительного права купли-продажи всего эфирного рекламного времени на УТ-1 и установлении на него монопольных цен, чем был закрыт доступ к рынку рекламы других лиц.

Однако до настоящего времени, несмотря на незначительный объём проверки и неоднократные напоминания, решение Антимонопольным комитетом не принято.

Можно сделать вывод, что до тех пор, пока не прекратится безответственное отношение государственных мужей к государственным средствам и не прекратится порочная практика финансирования средств массовой информации за счет бюджетных средств - как бюджетных организаций, никаких изменений в сторону нормального использования телевидения и объективного освещения происходящего в нашем независимом государстве ожидать не следует.

Древние греки говорили, что закон существует для того, чтобы его обходить, но за игнорирование и попирание казнили. Так что, уважаемые народные депутаты, власть, которую вам дал народ, надо использовать, а не засовывать под лавку.

Благодарю за внимание.

Про цей сайт | Адміністратор | Лист до редакції
Розробник ЗАТ "Софтлайн", Україна© Рахункова палата України