16 травня 2022    
Пошук
Головна » Архів » Виступи » 1999 рік
12.10.1999

Виступ Голови Рахункової палати Симоненка В.К. на "Дні Уряду України" у Верховній Раді України з питання заборгованості по соціальних виплатах

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемые члены Правительства!

Убежден, что сегодня в нашей стране нет более острой, загнанной в экономический тупик проблемы, чем выплата заработной платы, пенсий, других социальных выплат, гарантированных Конституцией Украины.

Судите сами: по состоянию на 1 октября текущего года объем задолженности по заработной плате всех субъектов хозяйствования и всех учреждений Украины, по сравнению с началом года (данные Национального банка), вырос на 1 млрд. 922 млн.грн., или на 39 процентов, и составил 6 млрд. 830 млн.гривен. Зарплата , не выплачиваемая свыше трех месяцев, составляет 5 млрд. 450 млн. гривен. Задолженность по заработной плате работников бюджетной сферы выросла с начала года на 17,9 млн. грн. и составила 735 млн. гривен.

И это все - на фоне растущего уровня безработицы в стране, который в 1998 году составил, по данным методологии Международной организации труда, уже 11,3 процента, и сокращения численности работников, занятых в социальной сфере. Прежде всего за 1991 - 1998 годы в сфере образования среднегодовая численность сократилась на 226 тыс. чел. (17,9 процента), здравоохранения - на 68 тыс.чел (5,4 процента), культуры - на 64 тыс.чел. (22,2 процента), науки и научного обслуживания - на 344 тыс.чел. (62 процента). Как видите, проблема действительно стала всенародной!

В этой связи возникает ряд вопросов: почему из года в год растет задолженность, почему не выполняются Закон о Государственном бюджете, многочисленные Указы Президента и бесчисленные решения правительства?

Может, всему виной пресловутая хроническая нехватка денег на эти цели?!

Как вы знаете из наших материалов, в 1998 году доходы Государственного бюджета в денежной форме без учета взаимозачетов и целевых фондов могли обеспечить частичное решение этой проблемы. Денег, к тому же "живых", в бюджете было не много, но достаточно. Произошло все с точностью до наоборот.В результате задолженность из Госбюджета по социальным выплатам населению на конец 1998 года выросла на 53 процента и составила 2 млрд. 691 млн.гривен.

В этом году необходимый объем расходов на финансирование текущих социальных выплат из Государственного бюджета за девять месяцев составил 6 млрд. 34 млн.гривен. Плюс на погашение задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам на этот период предусмотрено ещё 752 млн.гривен. То есть, вместе 6 млрд. 786 млн. гривен. Поступило за 9 месяцев этого года в Государственный бюджет около 14 млрд. гривен, а профинансированы социальные выплаты - на 93 процента, или на 473 млн.грн. меньше.

На погашение задолженности по социальным выплатам за прошлые годы из Государственного бюджета за 9 месяцев текущего года выделено всего 359 млн.грн., что составляет 33,8 процента от годовых назначений. При этом, только за сентябрь направлено средств в 2,5 раза больше, чем в целом за 8 месяцев текущего года.

Приведенные цифры в очередной раз свидетельствуют, что проблема не в деньгах, как таковых, при решении проблемы социальных выплат, а в конъюнктурном подходе правительства к ее решению.

Вспомните прошлый год. В І квартале 1998 года имела место аналогичная ситуация, когда текущие социальные выплаты за январь-февраль были профинансированы только на 65 процентов, а в марте, накануне выборов в парламент, было обеспечено стопроцентное финансирование этих выплат за І квартал. Какая ситуация сложилась с финансированием социальных выплат в целом за 1998 год, я уже сказал.

Следовательно, первая причина роста задолженности - это нарушение Кабинетом Министров Украины, Министерством финансов, Государственным казначейством Украины норм Конституции и Закона Украины "О Государственном бюджете Украины", игнорирование требований о первоочередном порядке финансирования социальных выплат.

Вторая причина: недопустимо большие объемы неденежных форм исполнения как государственного, так и местных бюджетов.

Как следствие, удельный вес зачетов в финансировании расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения только из местных бюджетов в 1998 году составил 62 процента, образование - 27 процентов, здравоохранение - 23 процента.

Третья причина - принятие решений о повышении размера социальных выплат в течение года при отсутствии необходимых для этого средств в бюджете.

Так, Указами Президента Украины от 29 января 1999 года № 98, от 16 июня № 650, от 14 июля № 847 и от 21 августа № 1060 в 1999 году увеличены размеры окладов за воинские и специальные звания, повышены должностные оклады, а также введена надбавка, до 40 процентов, к должностному окладу военнослужащим Вооруженных Сил. В текущем году расходы на повышение окладов предписано произвести в пределах выделенных на год бюджетных ассигнований, а на надбавку - за счет средств, полученных от сокращения численности Вооруженных Сил, реализации излишнего имущества, средств, полученных от хозяйственной деятельности, сверх сумм, определенных в Государственном бюджете.

Учитывая, что должностные оклады и оклады за звания увеличены почти в 2 раза, возникают вопросы: какую же численность военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов необходимо сократить, чтобы уложиться в утвержденный Законом фонд оплаты труда? Сколько средств из Государственного бюджета понадобится для сокращения личного состава? Этого никто пока не знает, но результат будет один: рост имеющейся и без того полумиллиардной задолженности по выплате денежного обеспечения. Только в текущем году он составит 194 млн. гривен.

И вот новое решение. Указом Президента Украины от 2 октября с 1 октября текущего года в среднем в 2 раза повышены размеры стипендий, а это порядка 25 млн. гривен дополнительно. Где их взять, никто не знает.

И это при том, что не решаются вопросы, на которые деньги в Государственном бюджете на 1999 год предусмотрены.

В Государственном бюджете Украины на 1999 год было утверждено 500 млн. грн. на частичное выполнение статьи 57 Закона Украины "Об образовании" в части увеличения размера оплаты труда работников образования. Кабинет Министров до сих пор так и не ввел установленные Законом выплаты, а средства, которые были предусмотрены на эту цель, на протяжении года дважды перераспределялись правительственными постановлениями на другие цели.

В то же время общая задолженность из Государственного бюджета имеет устойчивую динамику роста. Если на 1 июня 1996 года объем задолженности по социальным выплатам составил 925 млн.грн., то на 1 сентября этого года - 2 млрд.644 млн.грн., то есть вырос в 2,9 раза.

При этом, в общем объеме задолженности наибольший удельный вес занимает задолженность по выплате пенсий военнослужащим рядового состава - 32 процента, чернобыльским выплатам - 25 процентов и денежному обеспечению - 21 процент.

Как видите, цифры впечатляющие. Работает ли правительство над решением этой проблемы? Да , работает. Но конкретные ли это действия или их имитация? Судите сами.

В 1997-1999 годах Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины было принято более 100 нормативных актов по решению этой проблемы. Как показывает анализ, абсолютное большинство из них не выполнено.

Бессистемные действия правительства по изысканию дополнительных средств вместо неукоснительного выполнения Закона о Государственном бюджете не дают ожидаемого результата. Расшифруем один пример, кстати, приведенный как положительный в документе Кабинета Министров, который вам роздан.

В прошлом году Правительство приняло постановление от 16.11.98 № 1810, где установило задание обеспечить в 1999 году 100-процентное финансирование текущих социальных выплат работникам бюджетных учреждений, а также изыскать дополнительно 2 млрд. 500 млн.грн. на погашение задолженности по этим выплатам. Затем в марте этого года приняты Кабинетом Министров новые дополнительные меры по выполнению указанного постановления.

Не будем говорить о морально-правовой стороне вопроса. Все эти меры должны быть заложены в бюджете на 1999 год.

Скажем о результатах. Из запланированных миллиардов бюджет дополнительно реально почти ничего не получил. Так, например, из предусмотренных поступлений средств от погашения задолженности перед Госбюджетом по иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства, поступило за январь-июль только 12,4 млн.гривен.

И это не единичный случай, это система, системного подхода якобы к разрешению рассматриваемой проблемы.

Действия Правительства в виде принятых постановлений, безусловно, были, процесс их принятия налажен, а вот результата , как вы видите, практически нет.

Видимо, правительство и само поняло тщетность своих действий и перенесло свою энергию в другое направление. Назову некоторые из них.

В начале сентября Украина получает долларовый кредит от Мирового Банка - 100 миллионов. Правительство конвертирует эти деньги в гривни и сегодня бодро рапортует об уменьшении в сентябре задолженности по заработной плате. Однако при этом обходятся молчанием ряд пикантных деталей: на сумму выплаченных социальных выплат за девять месяцев превышен предельный размер дефицита бюджета, утвержденный Законом на год. Мы выплатили социальные выплаты на сумму 450 млн.грн. за счет этого кредита, но это мы выплатили сегодня. А завтра это уже будет не 450, а минимум 550 млн.гривен.

Другое направление: "новые" формы погашения задолженности. Газом - для оплаты пенсий военнослужащим рядового состава, сахаром - пенсионерам по возрасту и т.д. Но как показывают проверки, проведенные Счетной палатой, при таких расчетах населению задолженность погашают продукцией по ценам, завышенным даже по сравнению с рыночными. Под этот процесс создаются специальные областные структуры.

Один из типичных примеров. 15 сентября Кабинет Министров издает постановление, которым разрешает субъектам хозяйственной деятельности, имеющим задолженность перед Государственным бюджетом, погасить ее путем поставки предприятиям угольной отрасли продуктов питания или товаров народного потребления на общую сумму 285 млн. 191 тыс. гривен. И вся эта сумма должна пойти в счет погашения задолженности по заработной плате работников угольной отрасли. И опять встают вопросы: цены, механизм передачи, кто посредник. Это не случайные вопросы. К сожалению, это так называемая основа системного подхода к решению вопроса задолженностей, где основное действующее звено - посредник! Цена!

  • В то же время необходимо сказать отдельно о внебюджетных средствах, которые могут и должны стать дополнительным источником решения проблемы задолженности. Но ...

За 1 полугодие текущего года учреждения и организации, которые финансируются из Государственного бюджета, получили 1 млрд. 323 млн. грн. внебюджетных средств, из них на бюджетные нужды направили только 90,4 млн. гривен, то есть лишь 6,8 процента.

В большинстве случаев установленные правительством задания по использованию внебюджетных средств занижены и не учитывают имеющиеся возможности погашения задолженности по заработной плате за их счет.

Например, Министерству здравоохранения, где задолженность по соцвыплатам на 1 января 1999 года составляла 8 млн. 977 тыс. гривен, на 1999 год дано задание по мобилизации внебюджетных средств для погашения задолженности по социальным выплатам в сумме 1 млн. 690 тыс.гривен. А только за первое полугодие текущего года этими учреждениями получено 60 млн. 500 тыс.грн. внебюджетных средств. Из этих 60 млн.грн. на погашение задолженности по социальным выплатам ими направлено только 6 млн. гривен.

Аналогичное положение практически по всем министерствам, в т.ч. по Минобразованию, Минагропрому, - решения Правительства выполнены с той же эффективностью.

Теперь о некоторых проблемах Пенсионного фонда.

По состоянию на 1 января 1999года задолженность Пенсионного фонда по выплате пенсий населению составляла 1 млрд. 974 млн. гривен.

В структуре указанной задолженности 963 млн. грн. - это задолженность по выплате пенсий и пособий, вызванная недофинансированием из Государственного и местных бюджетов. В бюджете Пенсионного фонда на 1999 год, утвержденном Кабинетом Министров, впервые в практике не отражены в доходной части обязательства государственного и местных бюджетов прошлых лет. Эти же 963 млн.гривен. Включены только средства на текущие выплаты в сумме 876 млн.гривен.

На 8 октября общая задолженность Пенсионного фонда по выплатам пенсий пенсионерам составила 2 млрд. 126 млн.гривен.

При этом Кировоградская область имеет задолженность перед пенсионерами с сентября 1998 года, Житомирская - с декабря 1998 года. 11 областей имеют задолженность за апрель, 14 - за май, 19 - за июнь, и так далее. В октябре все области имеют задолженность по выплатам.

Кабинет Министров, как и в случае с проблемой выплаты зарплаты, с целью пополнения доходной части бюджета Пенсионного фонда и уменьшения недоимки принял более 20 нормативно-правовых актов. Но все стремления правительства решить одну из глобальных социальных проблем изначально тщетны, поскольку действия по решению этой проблемы непоследовательны, а в отдельных случаях взаимоисключающие или имеют отрицательные последствия.

Усилия правительства, направленные на дополнительное изыскание средств в Пенсионный фонд, с лихвой перекрываются предоставлением льгот, отстрочек, списанием и реструктуризацией долгов по уплате взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии с отчетными данными Пенсионного фонда только за 1 полугодие 1999 года списана задолженность плательщиков взносов в сумме 213 млн.грн., пеня - 466 млн.грн., проведена реструктуризация задолженности на 2 млрд. 331 млн. гривен. Дополнительные доходы за этот период составили всего лишь 215 млн.грн, что несопоставимо с потерями Пенсионного фонда.

Кроме того, Пенсионный фонд теряет доходы при погашении недоимки по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование путем оформления ее векселями, часто с дисконтом около 50 процентов. Только за 1 полугодие текущего года потери Пенсионного фонда от этих операций составили 60,5 млн. гривен.

Не выполняется правительством его же очередное постановление от 19 августа 1999 года № 1526, согласно которому необходимо было погасить в августе - сентябре 50 процентов задолженности Государственного бюджета перед Пенсионным фондом по выплате пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и их семьям. По состоянию на 1 августа задолженность по этим выплатам составляла 843 млн. грн., вместе с тем за август - сентябрь на погашение этой задолженности перечислено всего 37 млн. гривен.

В то же время выполнение обязательств перед Пенсионным фондом Государственным и местными бюджетами по погашению задолженности прошлых лет (963 млн. гривен), взыскание Пенсионным фондом недоимки, которая по состоянию на 1сентября текущего года составляет 1 млрд. 230 млн.грн., позволило бы мобилизовать в бюджет Пенсионного фонда 2 млрд. 193 млн.грн., что дало бы возможность погасить имеющуюся задолженность и иметь резерв не менее 400 млн. грн. для обеспечения расходов, связанных с повышением размера пенсий. Но в этом направлении реальных действий Правительства нет.

Из сказанного вывод напрашивается один:

- Действительно всенародная, острейшая проблема обеспечения социальных выплат - конституционная обязанность государства - загнана в экономический тупик. Она практически не решается, а заговаривается.

- Анализ, проведенный Счетной палатой, показывает, что основа решения этой проблемы - это неукоснительное исполнение Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1999 год". Одно это может обеспечить полное финансирование текущих выплат и погашение больше чем на треть задолженности за прошлые годы уже в этом году.

Для мобилизации же дополнительных средств на погашение задолженности по социальным выплатам необходимо пересмотреть все решения, принятые по этому вопросу и принять одно, но реальное для исполнения. Думаю, что с этой целью нужно вам, уважаемые народные депутаты, вернуться к постановлению Верховной Рады Украины от 2 июня этого года № 712. Как вы помните, этим постановлением была создана рабочая группа по подготовке единого законопроекта по вопросу погашения задолженности государства по зарплате, пенсиям, восстановлению денежных сбережений граждан.

Именно такой проект и нужен сегодня.

У меня все. Спасибо за внимание.

Про цей сайт | Адміністратор | Лист до редакції
Розробник ЗАТ "Софтлайн", Україна© Рахункова палата України