20 травня 2022    
Пошук
Головна » Архів » Виступи » 2003 рік
01.10.2003

Співдоповідь Голови Рахункової палати Симоненка В.К. на парламентських слуханнях за темою "Державний бюджет України, реальні джерела наповнення та розширення відтворення фінансових ресурсів держави"

01.10.03

СИМОНЕНКО В.К.

Уважаемый Геннадий Андреевич, уважаемые народные депутаты,

позвольте мне в кратком выступлении, руководствуясь принципом - прежде чем решить частное, надо решить общее - попытаться ответить на те вопросы, которые глобально стоят перед нашими государственными финансами.

Проведение парламентских слушаний по проблемам финансовых ресурсов государства - знаковое в целом для всех ветвей власти, ведь существующие проблемы с наполнением и использованием средств Государственного бюджета, с контролем его слагающих наиболее точно отражает состояние экономики и социальной сферы Украины.

Доходная часть бюджета страны унизительно низкая, неадекватна экономическим реалиям, а в социальной политике утвердилась государственная ложь, поскольку многочисленные законы и программы не обеспечены реальным финансированием. Выполнение основной функции государства систематически недофинасируется. В результате - политика бюрократических торгов или игр, в которые втянуты вольно или невольно Президент Украины, Конституционный суд, правительство, некоторые народные депутаты, внешний контроль за выполнением Государственного бюджета в стране вообще отсутствует, его не существует. Случай из ряда вон уникальный еще и потому, что в мировой практике он аналогов не имеет.

В этих условиях Счетная палата Украины делает экспертизу проекта Государственного бюджета, регулярно вносит предложения об увеличении доходной части бюджета. Так в 2001 году было предложено увеличить доходную часть бюджета на 2,5 миллиарда гривен, в 2002 году - на 3,3 миллиарда, в 2003 - на 6,8 миллиардов гривен. Никто эти цифры не опроверг, более того, даже согласились, но учли конъюнктурно, выборочно.

Какие же проблемы требуется незамедлительно решить, чтобы существенно пополнить государственную казну уже в этом году? Первое, необходимо радикально изменить подходы к формированию, представлению, рассмотрению, согласованию макроэкономических показателей. Конечно, качество этих прогнозов из ряда вон неудовлетворительно. Уже стало традицией неподтверждение прогноза макроэкономических показателей, по которым составляется и утверждается бюджет. Прогноз макроэкономических показателей стал конъюнктурным инструментом по удовлетворению потребностей, разумеется, только не государственных. Доходная часть бюджета должна расти пропорционально росту макроэкономических показателей. У нас такого не происходит даже близко.

Приведу несколько цифр. Только в первом полугодии 2003 года прирост реального ВВП составил 7,5 процента против 4-х по прогнозам, это, практически, в два раза; объем промышленного производства возрос на 12,4 процента против прогноза 4,5, практически, в три раза; реальный же доход Государственного бюджета вырос только на 2,2 процента, а с учетом невозвращенного ПДВ реальные доходы уменьшились по полугодию на 4 процента.

Второе, необходимо решить задачу дальнейшего реформирования налоговой сферы, коренного реформирования администрирования налогов. Налоговые послабления важны не по себе, через налоги следует поощрять деловую активность в стране, а не просто повышать собираемость налогов, хотя это еще продолжает оставаться актуальным. Ведь налоговый долг сегодня составляет ни много ни мало 15 миллиардов гривен.

О методах собирания налогов и их избирательности рассказывают легенды. Выколачивание ни чем иным, как жандармскими методами и приемами, налогов с людьми в масках и камуфляжах, с зачистками и обработками регионов не только не улучшает дело, а надолго парализует работу многих предприятий. А мы потом сетуем, почему 52 процента работающих предприятий у нас убыточные. Эту вакханалию надо прекратить и практически немедленно.

Максимально сократили систему льгот налогообложения. В первом квартале текущего года льготы, представленные плательщикам налогов, сократили доход бюджета на 14,7 миллиарда гривен.

Необходимо значительно повысить эффективность управления государственными и корпоративными правами. Вы знаете, что в прошлом году недодано 300 миллионов гривен. Не изменилась ситуация и в текущем году. Вот только один пример: НАК "Нефтегаз Украины" на запланированный год 102 миллиона гривен - на сегодняшний день не перечислил ни копейки в казну.

Следует повысить эффективность действия по возврату задолженности перед государством по товарным иностранным кредитам, привлеченные им под гарантии правительства. Просроченная задолженность по таким кредитам составила ни много ни мало 8 миллиардов гривен. Ситуация с возвратом по товарным иностранным кредитам каждый год ухудшается и похожа на кукольный театр. Как ни странно, к этому сопричастны и центральные органы исполнительной власти. Переадресовывается ответственность за возврат долга с одной организации на другую. Должников объявляют бюрократами после того, как они передали имущество на вновь созданные предприятия.

Следует отменить налог на добавленную стоимость, поскольку он не отвечает современным экономическим реалиям в государстве, создает условия для многочисленных злоупотреблений и фактически потерял значение основного источника доходов для Государственного бюджета.

Я не буду говорить цифры. Они очень красноречивые. И этот перечень, к сожалению, можно продолжить, но время есть время. В заключение хочу сказать одно: практическая ценность наших слушаний может быть реализована только предложениями к конкретному документу, каким является проект Государственного бюджета Украины на 2004 год. Счетная палата заканчивает экспертизу этого документа, расчеты показывают, что доход бюджета можно реально увеличить на 4,5-5 млрд. гривен. Окончательные результаты этой экспертизы буду поданы Верховному Совету в ближайшие дни. Благодарю вас за внимание. Спасибо.

Про цей сайт | Адміністратор | Лист до редакції
Розробник ЗАТ "Софтлайн", Україна© Рахункова палата України