20 травня 2022    
Пошук
Головна » Архів » Інтерв'ю та авторські публікації працівників РП » 2006 рік
25.10.2006

Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко:
"Счетная палата не может быть предметом
для политических торгов"

Беседовала Виктория Чирва

В Украине мало политиков, стоящих на государственных позициях, понимающих систему государственного управления и не на словах, а на деле работающих на благо державы, а не лично на себя. Помимо своей основной должности председателя Счетной палаты, Валентин Симоненко занимает пост зампреда организации "Украинский форум", где, по его словам, и реализуется его стремление помочь стране, как бы банально это ни звучало. В эксклюзивном интервью "Известиям в Украине" Валентин Симоненко поделился своим мнением о важнейших политико-экономических событиях.

Вопрос: Валентин Константинович, вы всегда настаивали на том, что Счетная палата должна иметь больше полномочий. Удалось ли чего-то добиться в этом плане?

Ответ: Безусловно, ведь любой, самый принципиальный спор решает конкретное дело. Именно этим мы занимались десять лет. И, судя по оценкам и органов власти, и проверяемых, мы делали это профессионально. В итоге, благодаря конституционной реформе было изменено две статьи Конституции, и у нас стало больше полномочий. Если раньше мы занимались только контролем расходов и аналитикой доходов бюджета, то теперь нам поручено контролировать и доходную часть. Расширение наших полномочий дало толчок к развитию структуры: мы создали региональные управления, охватывающие по две-три области: в частности, в Одессе, Донецке, Днепропетровске, Львове, Харькове и в Крыму. В общем, развиваемся. Какие возможности это дает? Если раньше мы сосредотачивали все свое внимание на главных распорядителях бюджетных средств - органах государственного управления, то теперь имеем возможность сделать полный "срез" в движении, доходя до конкретного их потребителя. Например, проблемный налог на добавленную стоимость. С одной стороны, это - основной бюджетообразующий налог, но, с другой - один из самых "криминальных". Неудивительно, что в закон об НДС, который существует около10 лет, было внесено более 600 поправок! То есть каждое правительство вносило эти поправки, чтобы "подкорректировать" НДС под себя, под свои задачи и интересы. Президент, чувствуя эту проблему, обратил внимание Генпрокуратуры на недостаточные усилия по борьбе с незаконным возвращением НДС. И справедливо. В прессе недавно обнародована информация Генпрокуратуры о возбуждении только в 2006 году 259 уголовных дел, привлечению к уголовной ответственности более 800 должностных лиц. А в государственную казну возвращено 50 миллионов гривен! Ответ по принципу "где имение, а где наводнение". Такой статистикой, кстати, должна заниматься налоговая администрация, а не Генпрокуратура.

в: Это уже следствие, а в чем же причины криминализации этого налога?

о: По предложению правительства Юлии Тимошенко, в 2005 году было внесено ряд поправок к закону об НДС (всего 167), в результате которых задолженность на возмещение НДС не стала бюджетной задолженностью, а сроки ее возмещения не были определены. Эти и ряд других "новшеств" на бумаге ликвидировали задолженность по НДС, а в реальном жизнеисчислении она продолжала расти. Только за 2005-й и 2006 годы она выросла на 50 с лишним процентов и составляет сегодня 5 миллиардов 300 миллионов гривен. Вопросами возмещения НДС занимаются налоговая администрация, суды, прокуратура, казначейство при Минфине. Результаты нашего аудита по этим вопросам дают основания утверждать, что одной из основных причин криминализации закона опосредствовано является деятельность в том числе и этих организаций. Все они в той или иной мере, в силу своих полномочий нарушают принцип прозрачности законного возмещения НДС, и нередко делали это по своему усмотрению, выборочно. Из-за размытых сроков возвращения вопрос о взыскании с виновных ущерба, нанесенного государству за выплату финансовых санкций за просроченные сроки возврата НДС на сумму около 47 миллионов гривен, остается нерешенным. Поэтому платим за счет бюджета.

в: Как вы относитесь к заявлениям оппозиции, что именно их представитель должен занять пост председателя Счетной палаты? Возможна ли кадровая ротация в вашем ведомстве?

о: Те люди, которые это утверждают, не понимают сущности Счетной палаты и ее функций. Ведь Счетная палата согласно Конституции действует от имени Верховной Рады, избираемой всем народом, что дает ей статус независимого органа. Что касается ротации, то для этого надо поменять три статьи Конституции и пять статей закона о Счетной палате. Только так можно снять председателя Счетной палаты. Но дело даже не в этом. Суть - в идеологии Счетной палаты. Она априори не может быть партийной! У нас нет ни одного сотрудника, который является членом какой-то партии. Ведь иначе никакой объективности не будет. Но у нас порой лихо расправляются и с Конституцией, и с законом. Действуют по принципу переведения борьбы идей в борьбу людей. Даже если представить себе, что оппозиция займет этот пост, то что получится?! Оппозиционный председатель Счетной палаты согласно закону выбирает членов коллегии и указывает власти на ее ошибки, а власть будет говорить: "Это ж оппозиция, что с нее взять?" Кто же серьезно станет воспринимать результаты работы такой Счетной палаты? Я уже молчу о другом аспекте: а что, политики из оппозиции другим миром мазаны? Думаю, что они добиваются статуса Счетной палаты как оппозиционного органа, чтобы обезопасить свой бизнес. Люди, ставящие вопрос об оппозиционности Счетной палаты, такие же государственники, как я - балерина! А если серьезно, то функциональные полномочия Счетной палаты надо рассматривать не через призму политических интересов, а, прежде всего, через действующее в державе законодательство и положение международного права, которое строго регламентирует деятельность высших органов финансового контроля. Основным документом в этой сфере является Лимская декларация, принятая в 1997 году на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля, действующей под эгидой ООН, членом которой наша палата стала в 1998 году.

Лимская декларация определяет независимый финансовый контроль как обязательный элемент в системе госуправления, регламентируя его взаимодействие с законодательной и исполнительной ветвями власти. Такой контроль осуществляется от имени и в интересах всего общества. Поэтому Счетная палата не может быть предметом политических торгов. Более того, инициирование такого подхода противоречит главным направлениям Плана действий Украина - ЕС, утвержденного правительством в апреле этого года относительно развития системы внешнего контроля, основным составным элементом которой и есть Счетная палата. Она в соответствии с этим планом должна функционировать на основе политической и финансовой независимости.

в: Вы как человек независимый и непартийный можете более объективно посмотреть на последние назначения Президента - в Секретариате и СНБОУ и на то, что происходит в парламенте. Прокомментируйте, пожалуйста.

о: Если я прокомментирую то, что происходит в Секретариате Президента и в некоторых фракциях парламента, то вы это не напечатаете. А если напечатаете, то у меня будут проблемы (Смеется). Что касается секретаря СНБОУ, то я хорошо знаю Виталия Гайдука, в том числе и по совместной работе, когда он был вице-премьером. Это человек, умеющий решать конкретные проблемы. Выход он видит, как правило, в многомерном, а не плоскостном варианте. Являясь профессионалом, Гайдук ориентируется не только в вопросах ТЭК, но и в металлургии, и в сельском хозяйстве. Кроме того, он очень эрудирован. У нас мало таких людей. А Гайдук умеет погружаться во всю толщину проблемы. И для Президента он станет хорошим помощником для решения глобальных проблем.

в: Валентин Константинович, сейчас много говорят о третьей силе, создаются новые политические проекты. Как вы к этому относитесь?

о: Не спорю, такая сила должна быть, ведь люди разочаровались и во власти, и в оппозиции. Но не нужно эту силу искать или искусственно создавать. Эта третья сила - основной носитель власти в нашей стране - народ. И наша задача сегодня - наладить связь с людьми, коллективный разум которых на порядок выше того, которым обладают наши политики. Для этого и нужен "Украинский форум", в котором я являюсь заместителем председателя. Его члены - люди, которые отдают свой опыт, интеллект, профессионализм и желание помочь родине, как бы пафосно это ни звучало, и стремятся дать нации пассионарный толчок к прогрессу. Мы не стремимся к власти и не находимся к ней в оппозиции. Наша главная цель - жесткое оппонирование власти предержащим на сугубо конструктивной основе, предлагая альтернативные решения тех или иных актуальных общественных проблем. Мы хотим, чтобы Украина стала нацией, достойной третьего тысячелетия. Знаете, мне очень горько за экономическое положение Украины. За то нищенское существование конкретного гражданина и за международный политический имидж нашей страны. С другой стороны, мною движет желание сделать все что можно, чтобы это положение исправить. На алтарь любви к Родине нужно класть конкретную работу. Сегодня, находясь в переходном периоде, наша страна не решила ни один из основополагающих вопросов ее дальнейшего развития. К сожалению, мы так и не нашли свое место: где мы будем в третьем тысячелетии. Все что было начато, не закончено. Это касается и экономики, и государственного устройства, и социальной политики, и наших международных векторов. Система нерешенных вопросов не дает нам выйти из кризиса, в который мы попали еще в начале 1990-х. Да, мы решили вопросы финансовой и экономической стабилизации, но окончательного выхода из кризиса не произошло. Более того, мы в какой-то степени остановились и топчемся на месте, не реагируя на вызовы, которые нам ежедневно преподносит жизнь. Начиная с того, по какой цене будем покупать газ и заканчивая выбором - вступать нам или не вступать в НАТО. Причин этому много, но ясно одно: если мы не изменим систему решения этих вопросов, систему прогнозирования рисков, то ни на йоту не двинемся вперед. Кто сегодня решает эти вопросы? Люди, которые в большинстве случаев борются за кресло, за должности. Эти политики стремятся во власть, обещая, что когда получат эту власть, решат все проблемы. Однако это только на словах. А цель у большинства из них одна: дорваться до государственных ресурсов - либо к деньгам, либо к собственности. Это свидетельствует о том, что у нас отсутствует система власти, система выработки решений по кризисным явлениям и по многим социально-экономическим проблемам.

Про цей сайт | Адміністратор | Лист до редакції
Розробник ЗАТ "Софтлайн", Україна© Рахункова палата України