Об итогах выполнения
Государственного бюджета Украины
2009 года
Информация о выполнении
Государственного бюджета Украины за
2009 год, утвержденная Коллегией
Счетной палаты, вам роздана.
Подчеркиваю, информация, а не
экспертиза, которая будет
предоставлена вам после получения
официального отчета Правительства.
Учитывая мизерный регламент, я
остановлюсь только на ключевых
вопросах бюджетной политики
прошедшего года.
Первое. Государственный
бюджет Украины 2009 года не
выполнен ни по одному из
запланированных показателей, не
выполнен и как Закон.
Второе. Первопричиной такого
положения, на наш взгляд, является
абсолютно неадекватная оценка
Правительством влияния мирового
финансового кризиса на финансовое и
экономическое положение страны. От
заявления «мы его не пустим на
порог» до полного списания всех
провалов в экономике на мировой
кризис.
Непонимание того, что мировой
финансовый кризис не первопричина
глубокой рецессии в экономике
страны, а ее детонатор, обнаживший
наши внутренние проблемы, ставший
катализатором перерастания
локального внутреннего финансового
кризиса в системный.
Как следствие: Правительство
запланировало рост экономики в 2009
году на 0,4 процента, а реальный
валовой внутренний продукт снизился
на 15 процентов.
По результатам экономической
деятельности до налогообложения
планировалась прибыль 171 млрд.
гривен, а получено убытков почти 32
млрд. гривен.
Дефицит платежного баланса за
прошлый год увеличился по сравнению
с предыдущим более чем в 4 раза
(13,7 млрд. долларов).
Третье. К годовому плану
недополучено доходов более 30 млрд.
гривен, или почти 12 процентов. И
это при том, что 29 млрд. гривен
доходов, или 13 процентов, получено
за счет так называемого
субъективного фактора: это и (СПЗ)
специальные права заимствований, и
не возмещение НДС, и переплаты
налогов и сборов.
Четвертое. Правительство не
обеспечило надлежащее
нормативно-правовое урегулирование
исполнения бюджета. Более ста
сорока решений Правительства не
соответствуют Конституции Украины,
Бюджетному кодексу и другим нормам
действующего законодательства.
В результате в «ручном» режиме, не
согласно закону, а, точнее,
единолично, распределено свыше
половины бюджетных расходов.
Ресурсы Стабилизационного фонда
превратились из источника
обеспечения макроэкономической
стабильности в дополнительный
источник текущих расходов,
полностью зависящих от единоличного
решения Премьер-министра. Цель
создания Фонда не достигнута.
Пятое. Беспрецедентный
характер приобрело отвлечение
средств единого казначейского счета
на расходы, не предусмотренные
бюджетной росписью, что привело к
абсолютно новой проблеме -
недостаточной ликвидности
Государственного казначейства.
В текущем году эта проблема не
только не решена, а все более
обостряется.
Счетная палата неоднократно
обращала внимание на угрожающую
проблему дефицита бюджета
Пенсионного фонда. К сожалению,
Правительство не нашло другого
способа ее решения, кроме как
практически безлимитного
кредитования Пенсионного фонда
за счет средств единого
казначейского счета. Так, в
течение 2009 года сумма
невозвращенных кредитов,
полученных Пенсионным фондом в
Государственном казначействе,
превысила 22 миллиарда гривен.
При таком положении дел Пенсионный
фонд из самоуправляемой,
самоокупаемой организации
трансформируется в государственный
фонд, полностью зависимый от
средств государственного бюджета.
Шестое. Государственный долг
на конец года увеличился в 1,6 раза
и составил 212 миллиардов гривен,
что на 19 миллиардов гривен
превышает предельный размер,
утвержденный законом.
Предоставленные Правительством
государственные гарантии почти в 2
раза превышают объем, определенный
законом.
И последнее. Названные цифры
и выводы - это не продукт
сегодняшнего дня, а обобщенные
результаты проводимых специалистами
Счетной палаты
экспертно-аналитических
исследований и независимых
аудиторских проверок, о которых мы
регулярно в течение года
информировали Правительство и лично
Премьер-министра, направив
официально в их адрес 104
информации с выводами и конкретными
предложениями. И, несмотря на нормы
закона, в ответ - тишина. В стране
законов нет - есть вожди.
|